СОБОРНАЯ СТОРОНА, интернет-альманах. БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ ИЗ СТАРОЙ РУССЫ.
Герб Старой Руссы Интернет-альманах "Соборная сторона" Старорусская икона Божией Матери
Редакция альманаха

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

РЕДАКЦИЯ АЛЬМАНАХА

ПОПЕЧИТЕЛИ

ДИЗАЙН-СТУДИЯ

СХЕМЫ СТАРОЙ РУССЫ И РЕГИОНА

СПРАВОЧНОЕ БЮРО ГОРОДА

ПОГОДА В РЕГИОНЕ

ССЫЛКИ

ОТ ИСТОКОВ ВИСТУЛЫ

 Известия из Рима и Византии

 

Комплекс материальной культуры склавинов.

    В первых веках нашей эры Европа членилась на два мира. Ее южные области, примыкающие к Средиземному морю и достигающие на севере Дуная, составляли территорию Римской империи с высокоразвитыми ремеслами, культурой и искусством. Северные и восточные земли Европы образовывали варварский мир, с языческим миропониманием, бытом и нравами, не знавший государственности, городской жизни и письменности. Ри­мляне выделяли в нем Германию и Сарматию. Германия ограничивалась с запада Рейном, с юга Дунаем. Грани­цей между Германией и Сарматией была Висла. Сарматия простиралась через области Северного Причерноморья до Нижней Волги. Более северные регионы, в том числе лесные пространства Восточно-Европейской равнины, были римлянам неизвестны.

   К началу 1-го тысячелетия н. э. относятся первые известия о славянах в античных источниках. Римскими авторами они именовались венедами или венетами. О том, что под этим эт­нонимом действительно скрывались славяне, свидетельствует Иордан — автор «Гетики», написанной в середи­не VI века. Он сообщает, что венеты — «многочисленное племя», проживавшее «от истоков Вистулы (античное название Вислы. — Б. С.) на огромных пространствах... Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами».

 

Расселение славян

Расселение древних славян и образование 

первых славянских государств в III - IX вв.

   Венедами в раннем средневековье называли славян их западные соседи германцы, что зафиксировано множеством письменных источников. Германское название сохранилось за славянами до недавних пор — так именуются славяне-лужичане. Венедами называют славян и прибалтийские финны (эстонское wene, финское venelainen, карельское venea — русские, Vena — Русь), Предполагали, что это название славян было заимствовано от германцев. Однако это не так. Новейшие археологические изыскания показывают, что славяне вступили в контакты с прибалтийскими финнами независимо от германцев в середине 1-го тысячелетия н. э., когда поселились на их землях в бассейнах Ильменя и Псковского озера. А пришли они из областей, прилегающих к Висле, которые, согласно Иордану, принадлежали славянам-венедам.

   О венедах впервые упомянуто в труде Гая Плиния Старшего (23/24 —79 годы н. э.) «Естественная история», содержащем гео­графическое описание Ев­ропы, Северной Африки и Ближнего Востока. Варвар­ская часть Европы описана там весьма туманно. Сооб­щается, что Энингия "насе­лена вплоть до реки Висулы (очевидно, Вислы)сармата­ми, венедами, скирами, хиррами». Скиры — герман­ское племя, до III века про­живавшее где-то севернее Карпат, хирры — неизвест­ное, предположительно сарматское племя. Из этой информации следует, что венеды в I веке н.э. обитали где-то неподалеку от Вислы, по соседству с сарматами и скирами.

   Интересные данные о венедах содержатся в сочинении Публия Корнелия Тацита «Германия», написанном в 98 году. Характеризуя пограничье Свевии (Германии), он затрудняется сказать, кому ближе венеды — германцам или сарматам. Они многое усвоили из нравов сарматов, пишет римский историк, «ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и предвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне». Областью венедов, по Тациту, была территория между Германией и сарматами, западными пределами ко­торых в это время было Среднее Поднепровье. Певкины — это ветвь бастарнов, заселявших области севернее Карпатских гор.

   Более конкретны сведения Клавдия Птолемея, содержащиеся в его труде «Географическое руководство» (третья четверть II века). Там сообщается, что венеды — один из крупнейших этносов Европейской Сарматии и территория их проживания связана с Вислой. Бли­жайшие соседи их — гитоны, омброны, галинды и судины. Гитоны, как полагают исследователи, это готы, обитавшие в это время в нижнем течении Вислы. Омброны — ветвь уже знакомых нам бастарнов. Галинды и судины — западно-балтские племена, хорошо известные по раннесредневековым источникам и жившие в районе Мазурских озер и Среднем Понеманье.

 

Славяне в римское время

Славяне в римское время I в. до н.э. - IV в. н.э. 

    К III веку восходит географическая карта мира, называемая Певтингеро-вой, на которой венеды обозначены в двух местах. «Венеды-сарматы» там расположены южнее Балтийского моря и северо-западнее бастарнов. Просто «венеды» помещены рядом с гетами и даками, то есть между нижним Дунаем и Днестром, что, скорее всего, говорит о расселении части славян на юг. Этим и ограничивается информация античных авторов о ранних славянах. Обширнее сведения в письменных источниках VI-VIII веков. Правда, целостного описания славянского мира мы не встречаем и здесь. Наиболее интересные данные о географии славян приводятся у известного нам Иордана, который использовал информацию не дошедших до нас произведений Аблабия и Кассиодора конца V — начала VI века. Иордан сообщает, что «улевого... склона [Карпат], спускаю­щегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов». Они «ныне известны под тремя именами: венеты, анты и славены» (в подлиннике «склавены», но установлено, что «к» здесь явно вставное). Иордан приводит географические координаты последних: «Славены живут от города Новиетуна (по мнению исследователя труда Иор­дана Е. Ч. Скржинской, Невиодун на берегу Савы) и озера, именуемого Мурсианским (Балатон), до Данастра (Днестра), а на север — до Висклы;болота и леса заменяют им города. Анты же... распро­страняются от Данастра до Данапра (Днепра)...»

  Немало информации о славенах и антах содержатся в сочинениях византийских историков. Но она касается лишь той части славянского населения, которая устремилась к Дунаю и продвигалась на юг, осваивая земли балканского полуострова, и не затрагивает славянский мир основных территорий.

Добыча археологов и догадки лингвистов

   Свидетельства письменных источников ограниченны — они не дают возможности проникнуть глубоко в начальные этапы славянской истории, отразить жизнь, быт и культуру, воссоздать картину становления славянского этноса, случившегося задолго до наступления нашей эры. Здесь неоценимую роль играют данные археологии и лингвистики. Другие науки в силу объективных причин при изучении ранней истории славян имеют лишь вспомогательное значение( например, антропология бессильна в связи с тем, что в славянском мире господствовал обряд трупосожжения).

   Язык — один из наиболее надежных и показательных признаков всякого этноса, однако лингвистике недостает пространственной, хронологической и конкретно-исторической определенности. Средствами языкознания может быть восстановлена схема этногенеза славян, но не конкретная их история: это уже область археологии. Археологи отталкиваются от ранне-средневековых культур, славянская принадлежность которых достаточно надежно определяется исторически­ми и иными материалами. Далее исследователь кабинетными изысканиями продвигается в глубь столетий — сначала к тем древностям, которые обнаруживают генетические связи с раннесредневековыми, а от них — еще на ступень ниже и так далее. Ретрос­пективный метод ценен тем, что он по­зволяет учитывать все нюансы сложнейших взаимоотношений в древности. В европейской истории нет каких-то «чистых» этносов, они складывались в условиях постоянных взаимоотношений с соседями и нередко территориального смешения двух или нескольких племенных групп. Современная археология в состоянии разобраться во всех этих коллизиях. Непременным условием при этом является всесторонний и целостный анализ, а не выборочный, сосредоточенный на истории только одного этноса. Славянские языки принадлежат к индоевропейской языковой семье, куда входят также германские, балтские, италийские, кельтские, греческий, армянский, индоиранские, албанский, а также распространенные в древности фракийские, иллирийские, венетский, анатолийские и тохарские языки. Славянские, как и другие языки Средней Европы, оформились в самостоятельные сравнительно поздно. Еще во 2-м тысячелетии до н. э. в центре Европы существовала этноя­зыковая общность, которую образовывали племена индоевропейцев. Немецкий лингвист Г. Краэ предложил именовать эту общность древне-европейской. Из нее позднее вышли кельты, италики, иллирийцы, германцы, балты и славяне. Древние европейцы выработали общую терминологию в области сельского хозяйства, религии и общественных отношений. Следами их пребывания на континенте являются названия рек и озер, распространенные на огромной территории — от юга Скандинавии на севере до Италии на юге и от Британских островов на западе до западных районов Восточно-Европейской равнины на востоке. Согласно Краэ, старейшим местом обитания древних европейцев были области севернее Альп.

   Кем были древние европейцы? Исследователи древностей бронзового века давно обратили внимание на крупное культурно-историческое образование, существовавшее в Средин­ной Европе в 1500-1200 годах до н. э. Это была культура курганных могил, племена которой населяли пространства от Рейна до Тисы. В XIИ веке до н. э. она трансформировалась в среднеевро­пейскую культурно-историческую общность. Составлявшие ее племена оставили после себя сравнительно высокую материальную и духовную культуру. Поселения в основном были неукрепленными, самые крупные из них располагались на площади около 50 га. Жилищами служили наземные постройки столбовой конструкции. Нередко их промазывали глиной, а внутри расписывали геометрическими узорами белой и красной краской.

 

 

Переселение славян по летописному известию принятому 

Н.Н. Каразменым и С.М. Соловьевым

   Основой экономики древних европейцев было земледелие. Пашни обрабатывались плугом, а в качестве тягловой силы использовали лошадей или волов. Выращивались полба, ячмень, овес, рожь, горох, чечевица, лен, мак и репа. Активно развивалось бронзовое литье. Из кузнецов, медников, металлургов и рудокопов формировались отдельные общины, обслуживавшие земледельцев.

   У древних европейцев существовал обряд трупосожжения. Умерших сжигали на погребальных кострах и хоронили их прах в глиняных урнах на так называемых полях погребений (эту общность ученые обычно именуют культурой полей погребальных урн).

   Культурно-историческая общность полей погребальных урн существовала до начала железного века (VIII-VII века дон. э.). Распространение железа вызвало переворот в развитии техники и культуры. В отличие от медных и оловянных железные руды распространены в природе весьма широко. Железо в Европе добывалось почти всюду из бурых железняков — болотных, луговых и озерных. Пахотные орудия сжелезными наконечниками и железные топоры позволили заметно увеличить площади обрабатываемых земель и значительно повысить про­изводительность труда в сельском хо­зяйстве. В ремесленном деле появились неизвестные прежде орудия труда, расширился ассортимент бытовых предметов. Повысился уровень дере­вообрабатывающего и строительного дела, заметные сдвиги произошли и в оружейном деле. Древние европейцы по сравнению со своими соседями оказались более готовыми к переходу от бронзы к железу. Жизнь и экономика их активно развивались, что привело к демографическому всплеску. Избыток населения стал одной из основ­ных причин миграции древних европейцев в различных направлениях.

Становление славян до н. э.

   Древнеславянская этноязыковая группа сформировалась в северо-восточной части среднеевропейской общно­сти на основе лужицкой культуры. Около 550 года из области Польского Поморья на эти земли начинается мигра­ция племен поморской культуры. При этом местное население не покидало мест своего обитания. Поначалу мо­гильники носителей лужицких и поморских древностей сосуществовали на одной территории, но очень скоро начался активный процесс смешивания пришлого населения с аборигенами, чему способствовали одинаковые уклады жизни и этническая близость. Возникают общие поселения и могильники, в которых преобладали лужицкие традиции. Постепенно все боль­шее распространение получает обы­чай накрывать остатки трупосожжении крупным колоколовидным сосудом — клёшем (от польского klosz). В зоне смешения поморской и лужицкой куль­тур складывается новое образование — культура подклёшевых погребений. Имеются все основания отождествлять эту культуру с ранними славянами.
 

 

   Таким образом, славяне как отдельный этнос сформировались около середины 1 -го тысячелетия до н. э. в условиях взаимодействия части древнеевропейского населения Висло-Одерского бассейна, представленно­го лужицкой культурой, с расселившимися на той же территории балтскими племенами поморской культуры.

 

    Среди населения лужицкой культуры были носители протославянеких диалектов, которые в середине 1-го тысячелетия н. э. развились в ранне-славянские. Однако материалы, которыми располагает современная нау­ка, не дают возможности выделить в составе племен этой культуры протославян, как, впрочем, не удается определить в древнеевропейском массиве протоиталиков или протогерманцев.

   Областью культуры подклёшевых погребений первоначально были бассейны среднего и верхнего течения Вислы и Варты, но очень скоро ее носители расселяются до среднего течения Одера на западе, до Волыни и Припятского Полесья на востоке. Поселения были неукрепленными. Жилищами служили наземные прямоугольные строения со стенами столбовой конструкции. Очаги выкладывались из камней около одной из стен домрв. Полы были земляными, перекрытия двускатными. Могильники грунтовые, господствовал обряд кремации умерших.

   Основой экономики были земледелие и скотоводство. Археологами зафиксированы следы плужной обработки почвы, но железных пахотных орудий не найдено (очевидно, они были Деревянными). Возделывались просо, пшеница, ячмень, горох, бобы и лен. Занимались также рыбной ловлей, охотой и собиранием лесных плодов.

   Культура подклёшевых погребений соответствует начальному этапу развития общеславянского языка (по периодизации Ф. П. Филина). В это время язык славян только что начал самостоятельную жизнь, постепенно вырабатывалась собственная языковая структура и лексика.

   Территория культуры подклёшевых погребений по географической характеристике соответствует той местности, которая восстанавливается по данным лексики, — лесной, равнинный регион с наличием озер и болот, в стороне от морей, горных хребтов и степей.

   Данные сравнительно-исторического языкознания также подтверждают нахождение ранних славян в области культуры подклёшевых погребений. Лингвистика свидетельствует, что наиболее тесные контакты у славян были с западными балтами. Археологические данные также подтверждают это. На втором месте по значимости были контакты славян с германцами — населением ясторфской культуры. Очевидно, к этому времени относится исследованное языковедами  В. Кипарским и В. В. Мартыновым славяно-германское лексическое взаимопроникновение древнейшей поры. На юго-востоке территория культуры подклёшевых погребений подступала к скифскому (ираноязычному) археологическому ареалу.

 

Похороны знатного руса

   Формирование этноса и рождение этнонима часто не совпадают по вре­мени. О. Н. Трубачев в этой связи за­метил, что появлению этнонима обычно «предшествовал длительный период относительно узкого этниче­ского кругозора, когда народ, племя, в сущности, себя никак не называют, прибегая к нарицательной самоиден­тификации: «мы», "свои", «наши», «люди» (вообще)». «Своих» объеди­няла в первую очередь взаимопонятность речи, откуда правильная и едва ли не самая старая этимология сла­вян — от слыть, слову/слыву в значе­нии «слышаться, быть понятным». Как рано получил распространение этно­ним «славяне», сказать невозможно.

   Древним названием славян, как уже говорилось, было венеды. Этот этноним восходит к древнеевропейской общности и был, по-видимому, широко распространен в ее среде. Он фиксируется в разных местностях расселения древнеевропейцев — венеты в Северной Адриатике, о которых говорилось выше, венеты, поко­ренные Цезарем во время походов 58-51 гг. до н. э. в Галлию и др. Очень вероятно, что венедами именовалась и часть племен лужицкой культуры. Если это так, то этот этноним мог быть перенесен соседями-германцами на формирующийся славянский этнос.

Славяне и кельты

   Следующий период славянской исто­рии связан с их контактами с кельтами. Кельты внесли исключительный вкладе европейскую металлургию и металло­обработку. Эти отрасли латенской культуры стали основой развития всей пос­ледующей металлургии Западной Ев­ропы. Раскопками изучены крупные производственные комплексы кельтов с множеством сыродутных горнов. Вы­сок был уровень и кузнечного ремесла. Кельтские мастера владели технологи­ей науглероживания, закаливания, сварки железа и стали, а кузнечный инструментарий насчитывал более 70 видов, Кельтский мир знал плужные лемехи, бороны, косы, топоры, тесла, скобели, пилы, молотки, напильники, рашпили, сверла, ножницы и др. Кельтам Ев­ропа обязана также дверными замками и ключами. Высокоразвитым было и кельтское гончарное производство. Гончарный круг появился и распростра­нился у кельтов в V-IV веках до н. э., и вскоре в изготовлении глиняной посуды они достигли технического совершенства. Образовались крупные спе­циализированные поселки гончаров, изделия которых распространялись по обширной территории. Высокому каче­ству керамики способствовали совершенные гончарные горны с тепловыми каналами и колосниками. Кельтские ре­месленники достигли больших успехов также в бронзолитейном и ювелирном деле и в деревообработке.

   Около 400 года до н. э. начинается мощная экспансия кельтов. Из рейнских и верхнедунайских земель они мощными потоками устремились на восток. Уже к середине IV века кельты освоили Среднее Подунавье, а в сле­дующем столетии вторглись на Балканы. В первой половине III века до н. э. кельты осели в Нижнем Подунавье. В процессе расселения они легко смешивались с местным населением, но всюду побеждала латенская культура кельтов.

  В начале III века до н.э. группа кельтов пересекла Судеты и поселилась в Силезии. В следующем столетии но­вые группы кельтов, преодолев Кар­паты, осели на Одере и в верхнем течении Вислы, придя в соприкоснове­ние с населением культуры подклёшевых погребений. Начался период ак­тивного кельто-славянского взаимо­действия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян. Наиболее мощное кельтское воздействие пришлось на II век до н. э., в результате чего культура подклёшевых погребений трансформируется в пшеворскую.
 

 

   Часть глиняной посуды пшеворской культуры наследует местные традиции, а своеобразный облик ей придает посуда, откровенно подражающая кельтской. Под кельтским влиянием в пшеворской среде распространяются латенские фибулы, орудия труда ремесленников, новые типы вооружения и предметы быта. Кузнечное дело продолжало и развивало традиции металлообработки кельтов. Кельтское влияние проявляется не только в материальной, но и в духовной культуре. В частности, его следы проявляются в языческих культовых постройках.

   В это время, по всей вероятности, наметилось первое диалектное разграничение внутри славянского мира. Обусловлено это было тем, что проживавшие в бассейнах верхней Вислы и Одера кельты в пшеворское время подверглись ассимиляции и влились в славянский этнос. Славяне же более северных областей Висло-Одерского региона развивались вне воздействия кельтов. В археологии первое членение славян проявляется в керамическом материале римского времени — в южной части территории пшеворской культуры получила широкое распро­странение серая («сивая», по терминологии польских археологов) керамика со специфическими формами сосудов, которая отсутствует в более северных местностях, где кельты не жи­ли. Со временем культурные различия между этими регионами углубились.

Славяне в римское время

   Наибольшего расцвета пшеворская культура (I век до н. э. — начало V века н. э.) достигла в римское время. В начале нашей эры Римская империя путем завоеваний продвинула свои границы с варварским миром до Дуная и Адриатики. Римская цивилиза­ция оказывала мощное воздействие на соседние племена, на погранич­ных территориях образовались провинциальноримские культуры с крупными ремесленными центрами (кузнечные, гончарные, ювелирные), изделия которых распространялись на широких территориях со сравнительно высокоразвитым пашенным земледелием. К таким провинциально-римским культурам принадлежат пшеворская и черняховская культуры.

   Их территории не были замкнутыми и. как правило, не имели естественных рубежей. В их пределы неоднократно более или менее крупными группами вторгались различные племена из других земель. Их привлекали богатства и ценности, создаваемые провинциальноримской цивилизацией. В результате население и пшеворской, и черняховской культур было многоэтничным.

   Помимо славян там проживали различные германские племена. Это проявляется и в деталях погребаль­ной обрядности, и в домостроитель­стве, и в лепной керамике. Античные авторы кроме венедов упоминают племена вандалиев, гариев, гельвеконов, манимов и других. На основе данных археологии можно утверждать, что в бассейнах Вислы и Варты доминировало славянское население, а западнее в ряде местностей было немало и германцев.

Пшеворская культура соответствует среднему этапу эволюции праславянского языка, который, согласно изысканиям Ф. П. Филина, характери­зуется серьезными фонетическими и грамматическими изменениями. Это было результатом внутрирегионального взаимодействия славян с гер­манцами. Именно в это время славянский язык пополнился значитель­ным числом германизмов (князь, печеный хлеб, хлев, холм, разбой, купля, долг, блюдо, меч, шлем и др.).

   В конце 1-го тысячелетия до н. э. и в начале нашей эры пшеворское на­селение освоило Волынь и Верхнее Поднепровье и более или менее крупными группами начало продвигаться на восток вплоть до левобережных районов Среднего Поднепровья. Лесостепные земли междуречья Днестра и Днепра занимали сарматы и остатки позднескифского населения. Под воздействием переселенцев-зе­мледельцев местное ираноязычное население постепенно изменило свой хозяйственный уклад. Кочевники переходили на оседлый образ жизни и начинали заниматься земледелием. Проживание на одной территории вело к смешению этносов и ассимиляционным процессам. Сложился славяно-иранский культурный и этнический симбиоз, результатом которого стало новообразование, известное по источникам VI-VII веков как анты.

   Анты появились натерритории черняховской культуры, занимавшей об­ширную территорию от Нижнего Ду­ная до Северского Донца. Здесь проживали сарматы, поздние скифы, фра­кийцы, готогепиды и славяне. Архео­логи выделяют в черняховской культуре Подольско-Днепровский регион (наиболее плодородные лесостепные земли от Днестра до Днепра), кото­рый по деталям домостроения, леп­ной керамике и особенностям погре­бальной обрядности связывается с антами. Здесь преобладали полуземля­ночные жилища, которые в раннем средневековье становятся одним из отличительных признаков антосла-вянской культуры, В условиях славяно­иранского симбиоза сложился антский диалект, восстанавливаемый по данным фонетики, грамматики и лексики. Сам этноним анты иранского происхождения (antas — край, конец, то есть анты — окраинные жители).

   В связи с черняховской культурой нельзя не упомянуть о готах. Готы-германцы в начале нашей эры проживали в нижнем течении Вислы (вельбарская культура). Во второй половине II века н. э. они расселились в Мазовии, Подляшье и на Волыни, где смешались с местным пшеворским населением. В то же время готы поя­вляются в междуречье нижнего Дуная и Днестра. Это — земли вестготов, в письменных документах IV-VI веков — Готия. В середине III века часть их обосновалась на нижнем Днепре и на побережье Черного моря близ Днепро-Бугского лимана (остготы).

   В IV веке где-то в пределах черняховской культуры сложилось военно-политическое образование готов, во главе которого стоял Германарих. Историк готов Иордан пишет о подчинении готам значительных областей Вос­точной Европы, что стало для ряда ис­следователей основанием отождествлять территорию черняховской культу­ры с державой Германариха. Однако Иордан явно преувеличивает роль го­тов в истории Восточной Европы, а историки — современники событий IV ве­ка — не знают государства, охватывав­шего значительные пространства. Чер-няховская культура отражает не государственное, а провинциальноримское культурное образование. Согласно Иордану, венеды Северного При­черноморья все же были покорены Германарихом. После разгрома гуннами готской державы анты создали свое военно-политическое образование. В конце IV — начале V века король готов Винитарий, как сообщает Иордан, дви­нулся с войском против антов и в пер­вом сражении потерпел поражение. Однако затем он победил антов и казнил их короля Боза с сыновьями и 70 знатных людей. Сейчас трудно представить, каков был характер антского образования, но стоит полагать, что зародилось оно раньше, в противо­вес военно-политическому образова­нию готов. Об этом свидетельствует лексика антского диалекта (держава, дружина, данник и т. д.), восстанавли­ваемая по болгарскому, сербскому, хорватскому, македонскому и древне­русскому языкам, сформировавшим­ся на аптекой основе.

   Некоторые исследователи, отмечая, что славяне не были известны античным авторам под своим именем, полагают, что римская цивилизация не затронула славян, которые будто бы проживали в это время в лесных зем­лях Верхнего Поднепровья. Только в V веке, когда германцы покинули Север­ное Причерноморье и Висло-Одер-ский регион, славяне из Верхнего Под­непровья широкими массами двину­лись на юг и на запад, быстро достиг­нув Эльбы, Дуная и Пелопоннеса.

   К настоящему времени наукой соб­рано немало фактов, достаточно оп­ределенно свидетельствующих о том, что славяне были с знакомы с рим­ским миром и освоили ряд элементов его цивилизации. Так, не подлежит сомнению, что наименование кален­дарных циклов (коляда, русалии и др.) было воспринято славянами от рим­лян еще в общеславянский период. Исследователями подмечено, что славянские раннесредневековые со­суды изготавливались в точном соот­ветствии с римскими мерами жидких и сыпучих мер. Название денежной единицы цята несомненно унаследо­вано от римского мира.

 

    В этом отношении существенны изыскания Ф. Малингудиса, которые со всей определенностью показыва­ют, что славяне, расселившиеся в VI-VII веке в Греции, были знакомы с развитым земледелием и высокой культурой. Уровень их социальных отношений, культуры и особенно сельскохозяйственной деятельности, за­свидетельствованный материалами языкознания и топонимики, дает все основания говорить о том, что славяне были достаточно глубоко знакомы с провинциально-римской цивилизацией, а не вышли из лесов Верхнего Поднепровья, где доминировали примитивные формы земледелия. Знакомство славян с римской культурой проявляется также в строительном деле, обработке металлов и дерева, в ткачестве, рыболовстве и пчеловодстве.

В.СЕДОВ.
Журнал "РОДИНА", 2001, стр. 19-25.

www.istrodina.ru

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ

МОЛИТВЫ ЗА СВЯТУЮ РУСЬ

СТАРОРУССКИЙ КРАЙ

БЛОКНОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ФОТООБЪЕКТИВ

О НАЗВАНИИ АЛЬМАНАХА

ПОИСК

КОНФЕРЕНЦИИ